66
Лугово-восточные марийцы

Луговые марийцы являются наиболее многочисленной группой среди марийцев. Как и другие мари, они являются носителями уникальной культуры и языка. Нигде в мире нет больше представителей уникальной марийской традиционной религии, отличающейся самобытностью.

Территориальное расположение и численность

По данным переписи 2020 года порядка 101 марийца проживает на территории России. Сейчас большая часть живет в республике Марий Эл (69 чел.). Луговых марийцев принято относить к лугово-восточным. В процентном соотношении луговых мари более 80% от всех марийцев.

Религия

Многие луговые марийцы являются приверженцами традиционной марийской религии. Наряду с православием она прочно укоренилась и влияет на повседневную жизнь мари. В центре этой религии находится природа. Главным божеством в традиционной марийской религии является Ош Кугу Юмо — большой белый бог. Монотеизм соседей всегда влиял на марийцев, поэтому в 19 веке сформировался образ единого бога, отличающегося от того, который характерен для православия.546376588_(9).jpg

Последователи марийской религии проводят собственные обряды, ритуалы, читают молитвы на марийском языке.

При организации молитв мари учитывают солнечный и лунный календари. Молиться принято в священной роще, в то же время ориентироваться могут и по традиционному календарю. Отличительной особенностью луговых марийцев является большее число богов — 140, что вдвое больше, чем у горных мари. Однако исследователи затрудняются сказать точно, сколько именно божеств у луговых марийцев, ведь во многом все зависит от названий, которые легко спутать. У каждого из марийских богов есть своя сфера ответственности:
Пурышо отвечает за судьбу;
Азырен является богом смерти;
Вселенной повелевает Туня Юмо;
Утренней зарей управляет Ужара Юмо.ee1ab6203d8e2d98b70844fdff63f1cf.jpg

Единому богу противостоит Кереметь, которого тоже нужно задабривать, чтобы он не принес беды. Для всех богов созданы отдельные места для молений.

Язык

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.

Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.

Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.

Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.
Согласно переписи 2020 года, на лугово-восточном  марийском языке говорит 225 граждан России.

Традиционная и современная культура

Культура

Культура у луговых марийцев в целом схожа с культурой народа Марий Эл. Народное творчество охватывает музыку, песни, легенды и сказки. Музыка исполняется на инструменте шувыр, который похож на волынку. Практически все песни и танцы марийцы посвящают природе и ее явлениям. Особую роль играет танец очищения, который помогает изгнать злых духов, вредящих человеку.

1642533388_64-mykaleidoscope-ru-p-mariiskii-narodnii-kostyum-devushka-krasiv-73.jpg

Традиции

Современные луговые марийцы придерживаются старинных традиций, которые касаются свадьбы и похорон.

Во время свадебного торжества молодожены должны прокатиться на санях, после чего их ждет обряд венчания. В процессе такого «путешествия» жених должен отгонять хлыстом злых духов от жены. Руки молодожен были связаны, что означало образование новой пары и нерушимость их брака. В первый день после свадьбы жена должна была испечь мужу блины.

Похоронный обряд требует положить в могилу усопшего полотенце изо льна, которое позволит ему отправиться в мир мертвых. В могилу также кладут:
Теплую одежду;
Ветви шиповника, позволяющие отогнать злых сов, стражей загробного мира и змей;
Состриженные ногти, которыми усопший будет цепляться за скалы в загробном мире.

Спустя 40 дней человек, который лучше всего знал умершего, должен прийти к его родственникам и вместе с ними отужинать.

Национальный костюм

У луговых марийцев национальная одежда отличается очень сложными и изящными узорами. Орнамент делают с помощью шелковых нитей, используют черный, красный и зеленый цвета. Восточные луговые мари очень любят украшения, причем не только монеты и бисер, но и пуговицы. Штаны их шьются из грубого холста, что делает их покрой похожим на чувашский и татарский. Завязывали такие штаны с помощью толстых нитей. Более современные варианты штанов шьют из пестряди. Причем держатся они на поясе, что создает неповторимый и очень красивый образ.1674517692_gas-kvas-com-p-chuvashskie-uzori-na-platyakh-risunki-dlya-17.jpg

Летом луговые мари надевают холщовые кафтаны, которые называют «шобр». Зимой же нужно носить кафтаны из сукна, а поверх надевать полушубок из овечьей шерсти, ведь на улице стоят суровые морозы и дуют сильные ветры.

Головным убором служит шапка, связанная из натуральной шерсти. У луговых марийцев она похожа на татарскую, имеет загнутые кверху поля.свадебная.jpg

Женский костюм похож на мужской, однако в нем намного больше изысканности, ведь марийки любят украшения. Рубаху богато украшают вышивкой, причем она может заменять собой платья. Самые богатые вышивки всегда были у жителей юго-восточных районов. Кафтаны для женщин шили из холста. Популярными были белый, серый и коричневый цвета. Зимой надевали шубы из толстой овечьей шерсти. Основной головной убор — шимакш. Именно он стал наиболее распространен среди луговых марийцев. Он похож на обычный платок, но носят его так, чтобы он образовывал подобие колпака. Вдоль контуров платка делали изысканную вышивку, а на его кончиках закрепляли кисточки.

fbe3ed107cf4c67aeeb1c58c83c24cee.jpeg

Национальные праздники

Шорыкйол (Новый год, святки) традиционно отмечается в период зимнего солнцестояния (22 декабря), после нарождения новой луны. Праздник начинается в пятницу и завершается через неделю. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (Рошто). Однако при этом первым днем праздника остается пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая приходится за несколько дней до Рождества или после него, а иногда и совпадает с ним. Проведение праздника в разное время объясняется тем, что по старому календарному стилю Шорыкйол отмечается в одни сроки с Рождеством. После перехода на новый стиль, дни праздника оказались сдвинутыми и марийцы, придерживающиеся православной религии, стали справлять Шорыкйол в более позднее время. В настоящее время Шорыкйол повсеместно возрождается.

Значение праздника. Праздник Шорыкйол является важнейшим праздником годового календарного цикла. Он завершает старый и начинает новый год. В прошлом народ связывал с ним будущее благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол - «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. Однако, такие названия, как Шорыкйол, Шачял, переводимые как рождение нового года - шочшо у ий, можно считать наиболее верными и соответствующими тому времени, когда проводился праздник – в преддверии наступающего года. В содержании праздника отразились серьезные трудовые, хозяйственные интересы с выполнением магических действий, а также веселое времяпровождение с играми, плясками, песнями. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

Уярня (Масленица) справляется через 7 дней после праздника Шорыкйол в конце февраля – начале марта, приурочивается к неделе, когда появляется новая луна. Празднование начинается с понедельника и продолжается в течение одной или двух недель. Первая неделя называется большая Масленица, вторая – малая Масленица. В некоторых местах, где праздник проводится одну неделю, первую половину – до четверга, именуют передняя Масленица, а с четверга – поздняя Масленица.
Масленица – древнейший праздник марийцев, он соответствует русской Масленице. Это - праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица в прошлом была связана с зимним солнцеворотом, но обряды по смыслу относились к весенним. Сочетание элементов весенней и зимней обрядности являются особенностью праздника. В основе праздничной обрядности находился аграрный культ. Обряды были направлены на пробуждение природы и вознаграждение плодородных сил земли, достижение хозяйственного благосостояния и семейного благополучия.

Кугече (Пасха) начинает справляться за 5 дней до христианской Пасхи - со вторника пасхальной недели и продолжается до воскресенья. Православные марийцы, как и русские, празднуют Пасху в Воскресенье, приходящее после весеннего равноденствия и полнолуния. Восточные марийцы в некоторых местах отмечают в более ранние сроки, но не ранее 22 марта - дня весеннего равноденствия.

Праздник Кугече является одним из значимых и больших праздников весеннего календарного цикла. Он связан с культом предков семейно-родовыми и общинными молениями, почитанием оживающей природы. Значительное место отводятся также аграрным обрядам.

Кугече входит в комплекс праздников кон пайрем (праздник умерших), поэтому значительное место в нем отводится поминовению умерших родственников с ритуальным угощением.
В праздничной обрядности слились языческие и христианские традиции. Марийцы, будучи приверженцами древнеязыческой веры, выполняют обряды своих предков, в то же время соблюдают и христианские верования. Совершая различные магические действия, обряды, исполняя ритуальные танцы, игры, марийцы надеялись повлиять на природные силы, обеспечить в будущем благополучие в семейной и хозяйственной жизни.

mari-cayiri_103_5521074.jpg

Быт

Жизнь

Луговые марийцы всегда занимались земледелием. Сажали ячмень, овес, лен, гречиху. Огородничество также было широко распространено. Для личного пользования и на продажу выращивали лук, морковь, картофель. Скотоводство налажено не настолько хорошо, чтобы можно было вести продажу. Однако луговые марийцы держат коров, овец, лошадей. Свиней и коз не заводили, так как считали «нечистыми».

Среди луговых мари есть немало хороших ремесленников, занимающихся обработкой серебра и вырезанием фигур из дерева. Луговые марийцы являются основной группой марийцев, занимающихся пчеловодством. Мед заготавливают в том числе и для экспорта.

Семейный уклад

Традиционно главной в хозяйстве у луговых марийцев всегда оставалась старшая женщина. Детям редко разрешали баловаться, они должны были помогать по дому, учиться, заниматься делом. Главой семьи всегда оставался мужчина, хотя роль женщины в домашнем хозяйстве оставалась наиболее важной.

492241.jpg

Жилище

Луговые марийцы предпочитали жить в избах. Традиционные постройки сохранились и в наши дни. В таких домах печь располагается в ближайшем ко входу углу. Причем красный угол располагался в противоположной стороне по диагонали. Это так называемая северно-среднерусская планировка. Раньше печь делали из глины, затем ее сменил русский вариант, который складывали из кирпича. Рядом с печью размещали место для сна.

399731c07ab78dc73b65907b3532a965.jpg

В жилище прослеживается влияние религии. В углу может быть от одной до трех икон, каждая обрамляется полотенцем. Вместо лучины используют керосиновую лампу, которую подвешивают над столом. Для украшения избы используют орнаменты, которые вырезают самостоятельно. Обработке подвергают карниз и фронтон, а также ставни. Украшать могут и наличники. В целом узоры у луговых марийцев более простые в сравнении с горными.

Сейчас луговые марийцы применяют полихромную раскраску, используют накладные решетки, закругляют фронтоны — эти приемы декорирования позаимствованы у татар.6880028_original.jpg

Кухня

Марийская кухня признана искусством. Марийцы называют процесс приготовления пищи кочкыш. Традиционными блюдами для марийцев стали суп с клецками, различные вареники, в которые добавляли мясо или творог, вареная колбаса, блины, сырники. Иногда можно встретить и экзотику, например, филина, гадюку, ежа.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.